Танцы животаШкола восточных танцев

Магазин Доставка,оплата Гарантия Скидки Сделать заказ Дилерам Вопросы Контакты
»
Костюмы
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
»
   
Школы танцев
Статьи
Звезды
Ссылки

 


  

ШАГИ И МЕЛОДИЯ. ТАНЕЦ В ПЕРИОД ФАРАОНОВ

 

Автор: Nabil Mabrouk

 

 

 

 

Вашему вниманию представляем книгу известного арабского хореографа Набиля Мабрука (Nabil Mabrouk).

 

 

 

Nabil Mabrouk - родился в Египте, в городе Александрия. Закончив Каирский университет, стал одним из главных солистов известной Reda dance troup (основатель знаменитый Махмуд Реда, 1959) наравне с Raqia Hassan, Hassan Afifi, Beba Essayed, Hamada Hosam. Выступал с сольными танцевальными номерами вместе с такими звездами как Фарида Фахми (Farida Fahmy) и Нагва Фуад (Nagwa Fouad). В Германии получил диплом хореографа-постановщика. Преподаватель Belly Dance, Фольклорного и Сценического танца. Автор лекций на темы "Все виды восточных танцев" и "История Египта". Хореограф и руководитель Национальной Танцевальной труппы в Абу-Даби (ОАЭ). Получил множество наград и призов на фестивалях по всему миру. Директор известной танцевальной группы "Masria". На данный момент занимает должность Генерального менеджера Департамента Фольклора в Министерстве Культуры в Египте.


Взгляд в прошлое

Всеобъемлющей истории танца в Египте с древних времен до наших дней не существует, поэтому я взялся за проект, который бы представил такое описание, основанное на моем многолетнем опыте в области Египетских танцев, как постановщика (в известной танцевальной труппе Махмуда Реда - Reda dance troup), хореографа, преподавателя и бывшего Генерального Директора Департамента по Фольклору - Министерства культуры (Culture Palaces Organization).

Предисловие

Танец сам по себе также стар, как и сама жизнь. Танец - это движение, а без движения нет жизни, движение - символ жизни.
Танец включает в себя два элемента: движение и ритм. Обычно человеческий эмбрион находится в утробе матери девять месяцев. После 2-х месяцев с момента зачатия развиваются органы чувств: зрение, осязание, обоняние и вкус еще полностью не сформированы, но слух уже есть. И что же слышит еще не родившийся ребенок? Биение материнского сердца. А с шести месячного срока плод уже может двигаться.
Таким образом ритм (биения сердца) и свобода движения в утробе матери являются двумя сильными базовыми элементами сохраняющиеся в подсознании человека на протяжении всей жизни.
Движение это отпечаток самой жизни ибо нет развития без движения. Движение предшествовало появлению человеческого языка - это был "язык тела" посредством которого человек выражал страх, радость, печаль, триумф.
Движение - это главное выражение реакции человека и его эмоций, движения переросли в танец, акомпанируемый ритмом и мелодией.
Танец параллелен ритму. Ритм это результат одновременных ударов (движений) двух объектов; если нет объекта движения, ритм не может быть прочувствован.
Первобытный человек мог делать первые шаги, в которых можно было узнать танец, как результат успеха на охоте, победы над разъяренным мамонтом, выживания в схватке с тигром. Танец выражал гордость и радость человека и освобождал от накопившегося напряжения посредством прыжков и криков. До сих пор существует выражение "прыгать от радости". Эти подскоки превратились в первые танцевальные шаги, а возгласы радости, возможно, являются началом ритма и мелодии. Танцевальное празднование успешной охоты до сих пор остается неизменной традицией для многих этнических групп (например, для Индейцев и Африканских племен) и переходит к их последующим поколениям.


Глава 1


Танец. Общий обзор

В западном мире танец принято классифицировать на три категории: народный танец, балет, современный танец.
Народный танец: самый древний вид танца, закрепленный в исторических документах. Он часто выражает национальные общественные чувства людей; в мире не существует цивилизации и даже самых примитивных культур, без их собственного танца. Народные танцы часто переходят из поколения в поколение, сохраняя манеру исполнения, костюмы, музыку, а иногда исторические события этого сообщества.
В настоящее время народный танец обычно существует в двух проявлениях:
1 - Танец исполняется людьми для их собственного удовольствия, развлекать других не является главной целью. Такие танцы часто можно увидеть на свадьбах и национальных праздниках.
2 - Танец, исполняемый профессиональным танцором как представление, с целью развлечь публику. Зрители часто не догадываются о фольклорных традициях театрального представления. Опытный глаз и слух обычно могут различить музыкальные инструменты, костюмы различных стилей, представление самого танца и место его возникновения.
Балет: возник как развлекательный танец при королевских дворах Европы в 17 веке, и в настоящее время главными балетными школами считаются: Русская, Французская и Американская. Так как Французская школа предшествовала другим, основная балетная терминология - название шагов, танцев и костюмов до сих пор обозначается на французском языке.
Этот тип танца предъявляет широкий спектр требований к его исполнению. Он требует определенный тип строения тела, соблюдения строжайшей диеты, длительную практику и репетиции, тренировку определенных мышц. Предъявляемые физические требования влияют на относительно короткий срок карьеры артиста балета.
Современный танец: появился в результате несогласия нескольких наиболее ярких артистов в начале 20 века, с тем что называется "строгий жакет" или неоправданной ограниченностью балета. Эти артисты хотели шире использовать возможности движения тела в танце.
Вот имена четырех основных исполнителей, совершивших революцию в танце:
1. Рут Сэнт Денис (Ruth Saint Denis), родилась в Нью-Джерси США в 1877 г.
2. Айседора Дункан (Isadora Duncan), родилась в Сан-Франциско США в 1878г.
3. Рудольф фон Лабан (Rudolf von Laban), родился в Братиславе, Венгрия в 1879г.
4. Марта Грэхам (Marta Graham), родилась в Пенсильвании, США в 1893г.
(Миссис Грэхам возможно единственный главный основоположник движений современного танца).

Глава 2


Египетский танец. Общий обзор

Материалы о танце в Египте можно найти в исторических документах начиная с древнейших времен до наших дней. Иллюстрации танца эпохи Фараонов можно видеть на рисунках и барельефах; а изображения танцев Греческого и Романского периода также на скульптурах. Следующий Коптский период принес иллюстрации танцев на сотканных полотнах и в качестве резьбы по дереву и на кости. Исламская эра, особенно Семейная династия (Fatimy Dynasry), оставила изображения танца на тканях, рисунках на посуде и керамике, бронзовых гравюрах. Жизнь древних египтян - это не только работа; они часто радовали себя различными праздниками на которых главными развлечениями были музыка и танцы. Танец занимал важную позицию в Египетской культуре и практиковался во всех слоях общества. Это был не только источник развлечений, но также часть религиозного ритуала, путь сближения с Богами.
Когда кто-то умирал, вокруг него исполняли танцы для того, чтобы злые духи, летающие над умершим, испугавшись музыки и танцев - улетели. Танец также считался прекрасным искусством и исполнялся во дворцах и храмах. Такой танец очень подробно изображен на стенах королевских гробниц.
Исполнение Священного танца обычно осуществлялось в присутствии священнослужителей на фестивалях в честь Богов - образы божественной жизненной силы иногда передавались через танцы.
Танец играл особенно важную роль в поклонении Богиням Хатхор и Бастет. В течении первого периода эпохи Фараонов египтяне для некоторых танцев использовали специальные полупрозрачные облегающие костюмы, которые высвечивали отдельные части тела танцоров. На стенах храмов, гробниц, на папирусах изображены танцоры в расшитых облегающих костюмах, подчеркивающих красоту человеческого тела.
Сегодня костюм для Египетского "танца живота" (belly dance) не слишком далеко ушел от того, который носила королева Нефертити.
Шло время, Египетский танец менялся в результате контакта с другими культурами. Танец Hajjala пришел от Арабских Бедуинов. Танец Ra'asha (тряска) из Турции. Танец Zar из центральной Африки, а движения головой и грудью из Индии, также как и символы изображаемые с помощью пальцев. Несмотря на такое переплетение, Египетский танец остается соединенным со своими корнями.
Танец живота (восточный танец или raqs sharqi) современного Египетского периода связан с танцем периода Фараонов, когда танцоры, выбранные по принципу красоты и таланта, выступали перед знатными и богатыми людьми. В наш век много профессионалов практикуют это искусство; некоторые женщины танцуют исключительно дома. Кто-то танцует ради денег, кто-то ради искусства.

Глава 3


Танец в период Фараонов

Египетский танец существует около 7 000 лет, что подтверждается различными археологическими источниками: изображения на папирусе, рисунки на стенах храмов и гробниц. Мы не можем знать как точно выглядел танец Фараонов, но на древних изображениях можно различить открытые и закрытые шаги или позы. Современные хореографы наполняют свое воображение образами с этих древних рисунков. Различные источники подтверждают, что появление древнего Египетского танца совпадает со становлением Египетской религии. В период Фараонов существовало большое разнообразие жанров танца, об этом речь пойдет ниже.
(Все иллюстрации Египетского танца были собраны Ириной Лексовой (Румыния) в ее знаменитой книге "Древние Египетские танцы" ("Ancient Egyptian dances" 1961).

Кинетический танец
(
Cinetic dance)

В оригинале танец состоит из двух элементов: движение и шаги. Чтобы контролировать эти два элемента человек должен сосредоточить свою энергию и волю на том, чтобы превратить свое подсознательную реакцию на ритм в сознательные движения и шаги в соответствии с этим ритмом. Выступления танцора, показывающее его способности и умение, часто сопровождается аплодисментами и короткими выкриками публики в такт ритму танца, в понимании танцора это призыв ускорить движения и шаги.
Это основа Кинетического танца, который всегда был популярен у Египтян, о чем свидетельствует ряд исторических документов.
Этот вид танца особенно повлиял на религиозные и похоронные танцы в период Фараонов в Египте.
(Автор думает, что танцоры как будто соревнуются за внимание главного Священнослужителя).

Спортивные Акробатические танцы 
(Sport "Acrobaric" dance)

Соревнования атлетов и желание добиться превосходства заставили некоторых танцоров представить спортивные движения в виде танцевальных.
Такой вид танца требует очень сильных мышц, гибкости и много тренировок.
Для древних Египтяне, как видно из иллюстрации, данный вид танца был вполне привычен. Акробатические танцы исполнялись соло, дуэтами или трио.

Танец имитация 
(Immitative dance)

Во всех примитивных сообществах танцоры исполняли танцы, имитируя движения животных, птиц, а также явления природы.
В Египте нет свидетельств о таком виде танца, однако в древней Египетской поэзии мы находим предположения, что танцующие женщины имитировали ветер колышущий тростник, растущий на берегу Нила. На иллюстрации 3 одна из девушек как-будто подняла руки, чтобы показать силу ветра, в то время как две другие изображают тростник раскачивающийся от его дуновения.
(Автор полагает, что древние Египтяне были знакомы с танцем имитирующем животных, поскольку по времени возникновения они предшествовали танцы имитирующие растения).


Парный танец
(Couple dance)

Парный танец, таким как мы его знаем сейчас, а именно танец мужчины и женщины, не существовал в эпоху Фараонов.
Нет доказательств, что мужчина и женщина танцевали вместе касаясь друг друга. На рисунках встречаются только пара танцующих девушек или мужчин.

Коллективный танец
(Collective dance)

Если в разряд Коллективных танцев мы можем включить танец, где определенное количество исполнителей танцуют вместе, но не делают движения в унисон (синхронно), то его можно классифицировать как Коллективный танец, более известный как Frolic dance. Пять танцоров исполняют различные движения и шаги, следуя только ритму и мелодии.
Если под Коллективным танцем мы подразумеваем исполнение движений и шагов танцорами синхронно, то автор включает описание таких танцев в раздел "Религиозный танец" Religious Dance или ""Погребальный танец" (Dwarf Dance).

Военный танец
(Military dance)

Армия в Древнем Египте состояла в основном из наемников, о чем свидетельствуют изображения солдат с черной кожей. И конечно, они принесли характерные черты танцев своей культуры, которые отличались от танцев египетских солдат.

Музыкальные танцы
(Musical dance)

В древнем Египте музыкантам не обязательно было оставаться на месте сидя или стоя, как это происходит сейчас. Часто группа музыкантов танцевала одновременно играя на различных музыкальных инструментах.
Основными музыкальными инструментами были струнные (Genck / Kinaara / Kithara), которые напоминают современную гитару (струны обычно делались из кишок животных); одинарные и двойные (Flute); барабаны (Doff), и музыкальные палочки (хлопушки) Seneg.
Танцы музыкантов зависели от видов инструментов, во время игры на одних они могли подпрыгивать и поворачиваться, другие не позволяли выполнять движения.
Очевидно, что те, кто играл на таких инструментах как Seneg имели большую свободу движений, и их репертуар в танце был значительно шире, чем у других музыкантов.

Танцы карликов - погребальные танцы
(The Dwarf dance)

Карлики занимали особое место в древнем Египетском обществе: развлекали знать и королевский двор, а также считались приближенными Фараонов. Они исполняли специальные танцы, иногда комичные или имитирующие для развлечения королевских особ, а также ритуальные танцы, потому что карлики ассоциировались с фараонами, а те в свою очередь с Богами. Благодаря той важной роли, которую карлики играли в танцах, даже обычные люди подражали их исполнению. 
В ранний период истории древнего Египта карликов даже хоронили в гробнице их королевских покровителей.
Четких рисунков с изображениями танцев карликов обнаружено не было, но существует много статуй, скульптурных изображений, надписей подтверждающих важность этих танцоров, особенно в религиозном танце.

Сцены из танца
Мы различаем три основные категории погребального танца:
1) ритуальный танец, который был неотъемлемым элементом похоронного ритуала.
2). танец, выражающий печаль по умершему, исполняемый наемными танцорами, 
3). танец, выражающий объединение тех, кто остался на земле и радость от того, что умерший попал в Царство Благословения. Танцоры двигались произвольным шагом, положив руки на головы. С доисторических времен наиболее распространенными были ритуальные танцы, в Старом и Среднем королевстве выступали как мужчины, так и женщины, особенно карлики, аккомпанировали им танцоры с хлопушками.

Основными источниками подтверждающими существование таких танцев являются гробницы принцессы Бак-Ти (Bak-Ti) и Кхи-Ти (Khi-Ti) в Бэни Хассан.
Позже танцы карликов стали синонимом ритуальных танцев при погребении. На гробнице Антифокер, есть рисунок на котором изображены карлики исполняющие священный танец перед храмом Senusrt.
Древние Египтяне верили в жизнь после смерти. Поэтому для них логично было исполнять при погребении те танцы, которые умерший любил при жизни. А еще танцоров, которые танцевали своему покровителю при жизни, захоранивали в ту же гробницу, чтобы и после жизни умерший мог наслаждаться этими же танцами.

Религиозные танцы
(Religious dance)

Как и у всех древних народов, танец в Древнем Египте был неотъемлемой частью религиозной службы, потому что древние наделяли Богов теми же характеристиками, которыми сами обладали. Таким образом траурная процессия двигалась в клубах дыма, сопровождаемая прекрасными танцорами, которые прославляли Богов.
Танцоры изображались практически обнаженными или в просторных накидках. На знаменитом папирусе Ani "Мудрец" , который находится в Египетском музее Каира, есть надпись "пение, танцы и негодование - ежедневная пища Бога".
Ани составил инструкцию объясняющую как разжечь гнев, как практиковаться в танце, петь и играть на барабане, а также как размахивать зелеными ветвями чтобы отогнать злых духов (смотрите иллюстрацию выше). Так как танец считался главным элементом религиозного ритуала, а многие из ритуалов вообще не могли проходить без участия танцоров, особенно танцоров карликов.


Глава 4


Музыкальные инструменты

Ритм - это неотъемлемый элемент соединяющий танец, музыку и пение; разные источники подтверждают, что с древних времен музыка и пение служили аккомпанементом танцу. Когда шаги и движения танцора наиболее близко следуют ритму, то его выступление становится более эффектным и мощным. Гармония танца, ритм нравится публике, ласкает зрение и слух.
В эпоху Фараонов использовались следующие музыкальные инструменты:

Инструменты создающие ритм (Rhythm Instruments)

1 - Хлопушки (Clappers), сделанные из дерева или металла.
2 - ручные хлопушки (Hand clapping).
3 - ритмичные выкрикивания музыкантов (например: хи-хи-хи-хи-ай-ай-ай-ай).
4 - Барабаны (Doff или Tambour), сделанный из дерева и кожи (квадратный или круглый). 
5 - Большой барабан, обтянутый кожей, свисающий на ремне через плечо.
6 - Систра (Systra) - рамки в форме лошадиной подковы, сделанные из металла с тонкими металлическими дисками, производящие звенящий звук, когда их встряхивают (использовались в ритуальных танцах для "изгнания злого духа").

Струнные инструметы (String Instruments)

1 - Генк (Genck), маленький треугольник из дерева с пятью струнами.
2 - Танбура (Tanboura), такой же инструмент как Genck, только больше размером: высота 1,5 м, также пять струн (играют на нем одной рукой).
3 - Кинара (Kinaara), прототип Мандолины.
4 - Харп (Harp - Арфа), похож на Tanboura, но струн двадцать четыре или больше. Подобные арфы используются сейчас в симфоническом оркестре, на них играют двумя руками.

Духовые инструменты (Wind (blown) Instruments)

1 - Mezmaar (мезмар), похож на Oboe, имеет одну и две трубки (инструмент с одной трубкой до сих пор используется в Египте)
2 - Флейта, также используется в Египте в наши дни, сделана из бамбука и называется "Naay" (Наай). Раньше большей популярностью пользовалась двойная флейта, под названием "Arghool" (Аргул).

Глава 5


Эпоха Фараонов - эпоха Костюма

Наиболее распространенным костюмом во время периода Древнего Царства была белая накидка, покрывающая грудь и спадающая до колен, с двумя лямками на плечах. 
Такая форма костюма во времена Среднего и Нового Царства не прижилась, т.к. замедляла многие танцевальные движения, например большие шаги и подскоки.
Молодые девушки в эпоху Старого Царства танцевали обнаженными, иногда повязывая только узкий пояс на бедра.
В Среднее и Новое Царство, мужчины и женщины носили одинаковую одежду, прямоугольная ткань оборачивалась вокруг пояса и спадала до колен, остальная часть тела оставалась обнаженной. Иногда легкая мантия вешалась на плечо, прикрывая одну грудь. 
Во времена Нового Царства стал популярным другой костюм - длинная прозрачная накидка с широкими рукавами, на бедрах узкий пояс. 
Волосы во времена Старого Царства полностью состригались, вместо них на голову одевались шляпа или парик. Позже волосы аккуратно подстригались спереди, а сзади оставались длинными. Иногда заплетались две косы, доходящие до груди или одна большая коса, на древних изображениях мы можем увидеть у людей длинную косу с шариком на конце. 
парики продолжали носить как мужчины, так и женщины по разным случаям. Мужчины если не носили парик, волосы коротко подстригали. 
Молодые танцоры иногда собирали волосы в пучок с правой стороны, остальная часть головы оставалась лысой.
Те Мужчины и женщины, которые могли позволить себе иметь ювелирные украшения, носили их в огромном количестве. Особенно популярен был широкий воротник из бисера, браслеты на руках и ногах, серьги, а также нагрудные ожерелья. У богатых украшения были из золота и полудрагоценных камней: циркония, аметиста, ляпис лазури и т.д.
Благовония были широко распространены. У древних Египтян был уникальный способ использования ароматов - они делали конус из животного жира, наполняли его цветочными эссенциями и носили на голове. В течение часа конус постепенно таял и расточал аромат.
Египтяне также украшали наряд цветами, особенно популярен был лотос.
Танцоры карлики надевали специальные костюмы, исполняя ритуальные танцы.
Это был длинный кусок ткани, обернутый вокруг бедер, продетый между ног спереди-назад и закрепленный поясом. На голову они надевали корону из листьев пальмы или тростника, напоминающую Белую Корону Верхнего Египта.

Заключение


Легенда об Исис и Осирисе

Взгляды Древних Египтян на добро и зло воплотились в легенде о Богах Исис и Осирисе.
Победа Осириса над его злым братом Сетом была запечатлена в пьесе, которую показывали каждый год на большом религиозном фестивале.
В начале "Бог Земли женился на Богине Небес и от их союза родились двое сыновей, Осирис и Сет, и две дочери, Исис и Нефтис.
Осирис женился на Исис и вскоре стал Королем Египта, правил он справедливо и относился с любовью к своему делу.
Другой брат Сет женился на своей сестре Нефтис. У него было злое сердце и он завидовал своему брату королю. Он задумал убить Осириса и наконец ему удалось это сделать. Тело убитого Осириса положили в гроб и бросили в дельту Нила. Исис очень страдала, узнав о смерти мужа, и хотела найти его тело. Однажды воды Нила принесли гроб на побережье Финикии, Сет приказал найти тело Осириса, раздробить его на сотни кусков, и рассеять их по всему Египту. Голова Осириса была захоронена в Абидосе.
Абидос стал местом паломничества египтян. Символические гробницы были построены и в других местах, где могли находиться останки Осириса (вот почему археологи часто находят могилы, где никогда не было тел).
Древние египтяне верили, что Осирис когда-нибудь восстанет из мертвых и будет править снова.
Незадолго до смерти мужа Исис родила сына Хорасса, ребенок поклялся отомстить за смерть отца, в том возрасте, когда он сможет встретить Сета на поле сражения, победить его и стать правителем Египта. Главный жрец объявил Осириса Высшим судьей над мертвыми в подземном царстве.
Этот мир в полной мере раскрывает природу любви и ненависти, справедливости и лжи Древних египтян, и учит тому, что никогда не надо сомневаться в победе добра.
Автор надеятся, что когда-нибудь этот миф будет воплощен на сцене.
Автор с воодушевлением адаптировал содержание мифа и создал хореографическую постановку в 1999 году под названием "Зеленая ласточка" (символ добра для Осириса). Постановка была представлена частной танцевальной компанией Масриа (Masria) на национальном празднике в Гизе на сцене Саид Дэрвиш Холл.

 

 

 

Перевод книги www.kleopatra-dance.ru


Все права защищены. При перепечатке и любом другом использовании статьи обязательна ссылка на сайт www.kleopatra-dance.ru.

© "Клеопатра"

 Rambler's Top100 HotLog Яндекс цитирования